сообщение
 

Что такое нарушение личностных границ? Причины возникновения, проявления, последствия.

Личностные границы - это субъективное восприятие каждого индивидуума. Данное восприятие основывается на личном опыте и формируется из детско-родительских отношений и моделей поведения взрослых. Схемы поведения бывают разные, но мы остановимся на тех, из которых формируются личностные границы. У каждого человека есть ощущение и представление собственных границ. У однихбывают «размытые» границы, у других наоборот «сжатые», у третьих и четвёртых более или менее очерченные. Проще говоря, нет единого алгоритма в определении личностных границ. На раннем этапе мама и младенец находятся в здоровом «слиянии» (являются одним целым). Границ между ними просто не существует. Мама чётко знает, в какое время нужно покормить ребёнка, в какое время уложить спать и так далее. По мере взросления, границы желаний и возможностейу ребёнка расширяются. Начиная с 9 месяцев, у ребёнка формируется потребность ходить. Малышу хочется узнатьчто-тоновое, покорить новые горизонты. Дети начинают ходить, сначала опираясьна поддержку родителей, но через некоторое время малыш делает шаги самостоятельно, не опираясь ни на кого. Это важный момент в его жизни, ведь умение ходить - путь к самореализации и развитию личности. Ребёнок сталкивается с проблемой: он падает, встаёт, падает и ещё раз встаёт. Ему необходимо преодолеть этот период жизни. Становясь на ноги, малыш становитсяопытным. Этот опыт позволит ему в настоящем и в будущемпреодолевать сложные жизненные ситуации, ведь опыт приходит только тогда, когда мы сталкиваемся с трудностями, неудачами, разочарованиями. Именно в этом возрасте развиваются и формируются характер и личность человека. Решая внешние и внутренние задачи в процессе онтогенеза,у ребёнка формируются навыки самостоятельности и чувства ответственности.

Дети должны постепенно сепарироватьсяот опеки своих родителей. Именно в этот период родители должны абстрагироваться от своей сильной любви к детям и суметь дать им личное пространство. Когда это удаётся, тогда мы можем говорить о здоровом психическом развитии. Как показывает практика, не каждый родитель готов абстрагироватьсяи дать возможность своему ребёнку развиваться самостоятельно. Это связанно с тем, что взрослые хотят оградить своих детей от негативного опыта и жизненных разочарований. Пытаются всё сделать самостоятельно, не давая возможность проявиться ребёнку самому.

Вследствие невротических тенденций родителей, дети вырастают инфантильными личностями. Например, если в здоровом развитии родители дают возможность детям сепарироваться, то в патологии родители«передерживают» своих детей. Данный вид патологии формируется в глубоком детстве. В тот момент, у ребёнка не удовлетворяются такиепотребности, как самостоятельность и самореализация, появляютсяразличные виды неврозов. С каждым разом попытка ребёнка стать самостоятельным будет угасать. Вскоре к нему придёт осознание того, что влияние родителей является для него единственной формой личностного развития. Неосознанный импульс ребёнка уйдёт в «недры» бессознательного. Отсутствие нужного опыта может негативно сказаться на всей жизни человека.

В подростковом возрасте такая модель поведения им будет считаться правильнойи единственной приемлемой. В порядке вещей будет не отвечать за свои поступки, не нести ответственность за себя и свою жизнь. Ведь человек к этому привык, его не научили быть взрослым. Не научили приниматьрешения самостоятельно без помощи других людей. Во взрослой жизни будут возникать межличностные проблемы, например взаимоотношения с противоположным полом. Человек не будет способен строить серьёзные отношения, так как будет считать, что за него должны принимать важные и сложные решения в его жизни другие. Если говорить о родителях, то конечно онихотят, чтобы дети не повторяли их ошибок. Они желают видеть своих детей счастливыми, успешными.

Ведь правда, что каждый родитель хочет сделать своего ребёнка счастливым, желает, чтобы они не видели тех негативных переживаний, которые испытывали они сами. Вроде бы всё логично на первый взгляд и кажется нормальным проявлениемзаботы со стороны взрослых.

Но если взглянуть глубже, можно увидеть, что успех и счастье -понятия субъективные. Желание и представлениеродителей часто не совпадают с представлениямиих детей. Начиная с того, каким видом спортом заниматься, заканчивая тем, с кем связывать свою судьбу. 

Пример: Один из родителей занимался баскетболом, изучением английского языка и любил математику. Но в этих областях, по каким-то причинам не был реализован. Родитель неосознанно будет пытаться реализовать свои желания через ребенка. Малыш в такой семье точно будет ходить на баскетбол, изучать английский язык и учиться в специальной школе с математическим уклоном. В большинстве случаев это будет навязчивой инициативой родителей, а не выбором ребёнка. Вспоминается отрывок из фильма [|«]Анализируй Это».

Когда у психоаналитика умер отец и в откровенной беседе со своей женой он сказал: «Всю жизнь я занимался психоанализом ради своего отца и эта была его воля, а теперь его не стало, я не знаю как мне дальше жить?!Не знаю, кому я дальше буду доказывать то, что я могу быть способными и успешным сыном.» В данном случае страдает человек, который в будущем будет заниматься тем делом, которым хотели, его родители. Данный факт иллюстрирует нарушение личностных границ со стороны родителей. Вследствии авторитарного воспитания или гиперопекаемости, у ребёнка вырабатываются нарциссические черты личности с одной стороны, и пассивность поведения с другой. Такие дети не всегда способныразличить,где их «Я» начинаетсяи где заканчивается. Они не умеют дифференцировать свои потребности от потребности других людей. В гештальт терапии такое нарушение называетсяконфлюенция, (слияние) которое сопровождается психосоматическими симптомами. Данные симптомы у людей с нарушением границ проявляются в виде разныхкожных заболеваний - волдырей, псориаза. Подросток не способен сознательно отстоять свои границы ипоэтому неосознанноначинает протестовать в форметех симптомов, которые описаны выше. Также нельзя не отметить о язве желудка, которая возникает вследствие невыраженных эмоций, мыслей, переживаний.

Все импульсы, которые возникают в человеке - это психическая энергия, которая бывает негативной или позитивной. Человек неосознанно может её направлять как во внешнюю среду, так и во внутреннюю. В данном контексте мы говорим о деструктивной энергии, которая циркулирует в организме, а в отсутствие выхода, данный импульс поражает некоторые органы. Связанно это с тем, что та энергия, которая должна конструктивно находить своего адресата,не находит его из-за невротических установок родителей. Она влечёт за собой цепочкувнутриличностных проблем, таких как: чувство вины, стыда, презрении к себе, обесценивание себя как личность.

Данная социализированная личность предпочитает быть наказанной в виде болезней, нежели быть здоровой и отстаивать свои потребности, желанияв межличностных отношениях.Они так устроены, их в такой модели воспитывали. Но у них есть обратная сторона медали, которую можно назвать компенсаторной. Такие люди востребованы в социуме и в гуманитарных профессиях, таких как: преподаватели, врачи скорой помощи, общественные и научные деятели. В социальной сфере могут иметь успех среди друзей, коллег, но в семейной и личной жизни испытывают постоянные неудачи и разочарования.

Уважайте желания и выбор своих любимых, близких людей. Ведь именно с помощью личностных границ мы можем себе создать и обеспечить психологический комфорт в межличностных отношениях. При нарушении личностных границ, каждый человек испытывает огромный дискомфорт, который может привести к различным конфликтам. Не забывайте: всё, что для Вас может быть нормальным, для другого человека может оказаться неприемлемым. И помните: каждый хозяин своей жизни. Выводы делать уже Вам. С Уважением, Владимир.

Автор материала: Владимир Сергеевич Петросян


 
психология
 
Комментарии к материалу подписка
пользователь l1949 l1949
спам? 15-12-2014 Добрый день. Скажите как можно помочь таким детям. У меня очень похожая ситуация. Как помочь человеку восстановить свои личностные границы
пользователь vova автор
спам? 16-12-2014 Здравствуйте! Личностные границы не восстанавливаются, а формируются заново. Л/Г формируются в соотвествии с индивидуальными особенностями каждого человека. Расскажите пожалуйста о вашей ситуации? Как Вы поняли, что границы нужно сформировать?
Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
 

Больше статей по теме Личностный рост и полезные советы
статья по психологии lichnostnyi-rost Маскотерапия - метод психотерапии

Выражение лица, т.е. мимика - важнейший способ передачи информации! Мы все - актеры в этом театре жизни.

статья по психологии lichnostnyi-rost О победителях и побеждённых

Кто такие победители? Какие-то особые люди? Может быть, они рождены или воспитывались в каких-то особых условиях?

статья по психологии lichnostnyi-rost Как мы влияем на людей

Бывает, что люди не осознают то влияние, что оказывается на них другими. Как люди влияют на вас?

Все публикации раздела Личностный рост и полезные советы >>