сообщение
 

Идти вперёд на...10 шагов!

одарённость

(из опыта диагностики одарённости)

Все это называлось «детский сад»,

   а сверху походило на лекало.

   Одна большая няня отсекала

   все то, что в детях лезло наугад.

   И вот теперь, когда вылазит гад

   и мне долдонит, прыгая из кожи,

   про то, что жизнь похожа на парад,

   я думаю: какой же это ад!

   Ведь только что вчера здесь был детсад,

   стоял грибок, и гений был возможен.

                                       Александр Еременко

 

Феномен одарённости в психологии – спорная тема. Известно, что каждый ребёнок наделён теми или иными способностями. Вследствие обогащения или ускорения той или иной способности формируется одарённость. Основными видами одарённости принято считать интеллектуальную и творческую. Данные виды одаренности у ребёнка в дошкольном или школьном возрасте психологу выявить не сложно. Особенно психологу, работающему в конкретном образовательном учреждении несколько лет подряд и ведущему наблюдение за детьми ещё с момента поступления.

Обычно педагог-психолог ставит «на заметку» такого ребёнка (выделяет его сам или тому способствует обращение педагогов, родителей – реже). В дальнейшем проводит диагностику.

Заявить об одарённости ребёнка – для психолога очень ответственно! Потому после первого обследования психолог лишь ставит предположение об одарённости. Далее проводит беседу с родителями, педагогами, предлагает ребёнку выполнение других тестовых заданий, результаты которых могут послужить обоснованием для серьёзного вывода. Не всегда предположения об одарённости ребёнка оправдываются. Опыт личной практики показывает, что на группу из 300-400 детей приходится лишь 1-2 одарённых ребёнка! Детей с высокими способностями значительно больше – 15-20 человек.

Решение задач по предмету математика

В образовательной среде понятие об одарённости ещё не достаточно сформировано. Потому педагоги порой используют термин «одарённость» не задумываясь. Был у нас случай из практики, когда психолог тестировал группу творческих педагогов на креативную одарённость. Каково было удивление и разочарование некоторых из них, когда предположение о своей одарённости результатами теста не подтвердилось!

В родительской среде незначительные способности ребёнка, итого больше – сводятся к таланту своих чад! А порою,…картина наоборот: явная одарённость ребёнка не замечается в семье, не понимается и не поддерживается. В такой ситуации, дар не исчезает в никуда. Нет! Он просто торит другое русло для реализации. В истории достаточно примеров великих мошенников и изобретателей афёр. Это тоже талантливые люди. Поинтересуйтесь их биографией – сделайте соответствующие выводы. Тому пример №1 - Виктор Люстинг, человек, продавший Эйфелеву башню. Грандиозная афера! Более мелкая – продать чужую шубу или автомобиль…(!)

Наблюдая за развитием вундеркиндов, хочу отметить, что наши педагоги и родители занимаются, в основном, развитием творческой, спортивной, организационной одаренностью, выбирая способ обогащения способностей посредством дополнительного образования (кружков, клубов, секций и т.д.). Опыт развития интеллектуальной одарённости у нас беден: школьная программа плюс расширение отдельных областей знаний. Что ещё предлагаем мы интеллектуально одарённым детям? Есть ли у нас клубы интеллектуалов или знатоков? Кружки химиков и математиков, в которых поднимают ступень за ступенью уровень знаний одарённых детей? Не расширяют кругозор, а именно помогают взять новую вершину, одолеть другой, более сложный этап? (так, как скажем, ребёнок обучается искусству рисования: сначала линии, затем тени, потом пейзаж, портрет…) Предлагаем ли мы ускоренный курс обучения по предмету? Нет. К сожалению.

Не могу не сказать и о другой проблеме. Не менее значимой. Которая в дальнейшем не даёт реализовать свои возможности почти 88% одарённых детей (так как лишь 2% реализует свой дар во взрослой жизни) – это низкая степень саморегуляции (волевая функция) и проблемы самооценки (часто низкая). Ни одному одарённому ребёнку не удалось избежать негативных замечаний сверстников, учителей или родственников. За похвалу же и высокую оценку его стараний ребёнок достигает невозможного! Многое зависит от окружения, среды, условий. И роль путеводителя, здесь ответственна, серьёзна: усилия нужны, поиск, собственное непрерывное развитие и в плане знаний, и в плане воспитания, нужно предвидеть, опережать, да не на шаг как в стандартной ситуации, а на 10 !

… И мне порою кажется спорным вопрос о недоразвитии волевой функции талантливого ребёнка. Рядом стоящему взрослому её недостаёт больше.

Автор материала: Ольга Александровна Коваль


 
психология
 
Комментарии к материалу подписка

ещё нет комментариев к этой публикации

Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
 

Больше статей по теме Родители и дети
статья по психологии roditeli-deti Управление миром души происходит из детства.

То, что получиться из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве...

статья по психологии roditeli-deti Авторская программа занятий по глинотерапии

Цель программы: снижение тревожности, снятие мышечных зажимов, эмоциональная разрядка детей с психоэмоциональными расстройствами

статья по психологии roditeli-deti Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?

Большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы

Все публикации раздела Родители и дети >>