сообщение
 

Кто вы?

психолог

потенциальный клиент

любопытствующий

Абрахам Маслоу и его концепция иерархии фундаментальных потребностей
  

Абрахам Маслоу и его концепция иерархии фундаментальных потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) был одним из «отцов» гуманистического направления в психологии. Это был человек с очень интересной и трудной судьбой, разработавший свой подход в психологии на основе таких понятий, как личностный рост и развитие. 

Маслоу утверждал, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму, вплоть до самопожертвования.

Для начала давайте кратко рассмотрим гуманистическое направление в психологии и его отличие от других  течений.

Гуманистическая психология – направление в западной психологии, предметом изучения которого является целостный человек, в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, глубинное межличностное общение.

Это течение сформировалось в начале 60-х годов 20 века, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за  подход к человеку по аналогии его с животным, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов (помните? стимул – реакция), и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью зависимой от глубинных сексуальных влечений и комплексов. 

Гуманистическая психология уже в 1960-е годы собрала под свой флаг большую группу психологов и получила название третьей силы между психоанализом и бихевиоризмом.

Теперь пришло время рассмотреть  судьбу и творчество «отца» гуманистической психологии Абрахама Маслоу.

Маслоу родился в многодетной еврейской семье. Отношения между членами семьи были крайне натянуты и очень далеки от любви.

Абрахам чувствовал себя некрасивым, слабым, физически ущербным. По характеру он был замкнут и нелюдим, предпочитая книги компании своих сверстников. Свой комплекс неполноценности (по Адлеру) он старался компенсировать спортом, но не смог добиться больших результатов, да и физкультура (и физкультурники) в то время были не на пике моды.

Его детство может опровергнуть теорию эдипова комплекса, выведенного Фрейдом, согласно которому мальчики испытывают любовь и нежность к матери и подсознательную ненависть к отцу. У Маслоу получилось все наоборот. Он просто ненавидел свою мать. Но справедливости ради надо сказать, что она вполне заслуживала это, будучи очень жестокой и нетерпимой. Случай, когда она размозжила о стену головы двух кошек, принесенных  мальчиком  домой, глубоко врезался в память Маслоу.

Вот как сам А.Маслоу пишет о матери: «Вся моя жизнь строилась на том, чтобы доказать матери, что я не такой никудышка, каким казался. И самой главной энергией была ненависть к ней». Когда она скончалась, Маслоу даже не присутствовал на похоронах.

Но все-таки у маленького Абрахама был человек, с которым его связывала любовь и дружба. Это был отец – пьяница и гуляка, дебошир и ворчун. Именно для того, чтобы сделать отцу приятное, Маслоу начинает изучать закон, и впоследствии увлекается психологией.

Далее, решив стать профессиональным психологом, Маслоу поступает в Корнуэльский университет. Поначалу он был разочарован сухостью и академичностью лекций по психологии. «Невыразимо скучно, ничего общего с реальным миром», - вспоминал он. Маслоу обращается к психоанализу, в частности к проблемам сексуальности и их влияние на психологию, и достаточно быстро становится одним из самых авторитетных специалистов в этой области.

В личной жизни Абрахама тоже происходят изменения. Одним из «вершинных (пиковых) переживаний» (над которыми он будет работать впоследствии) являлась его робкая любовь к своей кузине. Абрахаму так трудно было признаться в своей любви, но совершенно неожиданно для него, кузина ответила ему полной взаимностью. Они поженились в достаточно раннем возрасте и прожили долгую жизнь в любви и согласии.

Вполне возможно, что именно счастливая семейная жизнь помогла Маслоу более полно раскрыться в психологии.

После женитьбы, Маслоу переезжает в Винсконсин, а затем в Нью-Йорк, где попадает в общество таких великих людей, с которыми только мечтал встретиться. Это Карен Хорни, Эрик Эриксон и Макс Вертгеймер. Последний производит на него такое сильное впечаление, что впоследствии он использует анализ жизни Вейтгеймера в ряде выдающихся самоактуализирующихся людей. Достаточно быстро Абрахам становится настолько авторитетным специалистом в области психоанализа, что многие психологи и сексологи того времени предлагали ему свое сотрудничество.

Но постепенно  начинает формироваться самостоятельное направление А.Маслоу. Разрабатывая свою линию в психологии, Маслоу полностью не отрицал психоанализ Фрейда, но считал, что классический психоанализ более ориентирован на работу с невротическими личностями.

В 1954 году (Маслоу было 46 лет) выходит его книга «Мотивация и личность», в которой впервые описывается знаменитая иерархия потребностей. Логически из нее вырастают и все остальные работы Маслоу по самоактуализации. Надо сказать, что сам термин «самоактуализация» использовал еще Юнг. Близко к этому стояло «стремление к превосходству» и «творческое Я» Адлера. 

Маслоу проанализировал жизнь многих выдающихся людей, таких как Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер, Макс Вейтгеймер и др. В результате он  вывел следующие общие характеристики людей,  которых он назвал самоактулирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:

  • более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное (философское) отношение к ней, чем у большинства людей;
  • принятие себя, других, окружающего мира реально и позитивно;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • концентрация на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от замкнутости в себе);

Этот подход полностью противоположен сконцентрированности вокруг собственного Эго, когда индивиды видят не то, что есть на самом деле, а то, что им хочется. Сконцентрированность вокруг средств достижения цели отличает людей,  уделяющих основное внимание непринципиальным деталями из-за этого упускают главную цель и ее смысл.

«Самоактуализирующиеся люди все без исключения увлечены делом, которое находится за пределами их, что-то, что выходит за пределы собственного «Я». Так говорил Маслоу. 

Причем он не утверждал, что все эти личности совершенны. У них, как и у других людей, может проявляться эгоцентризм, неадекватная агрессивность, вздорность, они могут периодически испытывать чувство депрессии. Однако это не мешает им отделить реальные проблемы от проблем настроения.

Говоря словами Абрахама Маслоу, «самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от проблем кажущихся к проблемам реальным и сложным».

В соответствии с «пирамидой Маслоу» (как ее иногда называют) наши потребности последовательно развиваются от низших (физиологических) потребностей нашего организма (в еде, сне, сексе и др.) до высших. К высшим (психологическим) потребностям А. Маслоу в первую очередь относится потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные потребности.

Конкретно  в «пирамиде  Маслоу» можно выделить 5 уровней потребностей универсальных для любого человека

1 – физиологические (еда, сон, секс и т.д.) (низший уровень);

2 – потребности в безопасности (в широком смысле слова);

3 – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;

4 – потребность в уважении и признании;

5 – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенциалов и воплощении «себя» (высший уровень).

«На самом деле люди хороши и добры, если их основные потребности (в любви и безопасности) удовлетворены… Дайте людям любовь и безопасность (ТО и ТО, а не одно без другого), и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение  и чувства будут более спокойными и надежными»

Согласно Маслоу, высшие потребности могут успешно реализоваться лишь после удовлетворения низших.

Однако при этом не следует забывать, что высшие потребности (в безопасности, любви, уважении и др. тоже относятся не к «архитектурным излишествам», а к важнейшим фундаментальным потребностям, без удовлетворения которых личность не может получить нормального развития и самореализации.

«Хотя в принципе самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения» - пишет А.Маслоу.

«Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают свои требования только тогда, когда их используют достаточно». Можно сказать, что нереализованные способности, как и подавленные (вытесненные в подсознание) потребности, могут порождать неврозы и «вылезать» из-под сознания в виде личных, семейных и служебных психологических проблем, казалось бы, с этим не связанных.

Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обратившихся к психотерапевту, страдают (испытываю фрустрацию) из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении.

Выход из невротического состояния клиента Маслоу видит в пробуждении его сил самореализации. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, поверить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, психологически  поддержать при трудностях и поощрить первые успехи на этом пути. 

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны»(А.Маслоу). Это можно отнести к выбору профессии, работы и даже к выбору жизненных партнеров и  жизненных условий, когда вы смиряетесь с меньшим и худшим, имея объективные основания претендовать на большее и лучшее.

Я думаю, что эта фраза Абрахама Маслоу может стать для нас прекрасным «золотым пинком», который заставит нас не «закисать» в серой действительности, а постоянно развиваться и идти вперед по пути самореализации. 

Автор материала: Марина Владиславовна Скиртач


 
психология
 
Комментарии к материалу подписка

ещё нет комментариев к этой публикации

Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
 

Больше статей по теме Самопознание
статья по психологии samopoznanie Ваша собственная уникальность

Как часто мы бежим от настоящего, от осознания собственной жизни и своей уникальности. Нас манит то далекое и неизведанное...

статья по психологии samopoznanie Наши домашние питомцы

К сожалению, есть владельцы, которые выстраивают со своими питомцами объектные отношения. Одно время ...

статья по психологии samopoznanie Отчуждение как болезнь современной души

Отчуждение повсеместно и постоянно путают с одиночеством. Но одиночество - это экзистенциальная характеристика нашего бытия...

Все публикации раздела Самопознание >>