сообщение
 

Что ограничивает молодого психолога в работе? Как начать свою практику?

как начать практику психолога

Сегодня, в наше время, ВУЗы подготавливают огромное количество психологов, педагогов и специалистов других смежных направлений, связанных с консультированием и работе с людьми. Нередко, учебные заведения ориентированы на теоретическую базу, а практику студенты «добирают» на дополнительных семинарах и тренингах, живом общении и т.д.

Кто-то из молодых психологов-консультантов сталкивается с ситуацией: с чего бы начать? Ну вот, диплом получен и что дальше? Как с ними, клиентами, работать?

Конечно, каждый из нас, кто решил связать свою деятельность с консультированием, отвечает на эти и подобные вопросы, по-своему. В свое время, эти вопросы стояли и перед о мной. Ниже, мы попробуем разобраться, что же мешает и что может помочь начинающему психологу.

В данной статье я хочу показать на некоторые установки и ограничивающие убеждения, которые тормозят и мешают молодым специалистам работать практически, работать с клиентом.

И первое, с чего я предлагаю начать, это с тех ограничивающих убеждений и установок, которые могут помешать на начальном этапе.

«Я обязан помочь моему клиенту», «Я как специалист должен ведь что-то посоветовать», «Я должен быть лучшим» 

Молодого консультанта могут посещать сомнения и тревоги относительно того, что он должен обязательно помочь любому клиенту, который к нему пришел. Ведь клиент возлагает на него некую ответственность, он «верит» в консультанта и считает его «специалистом в своей области». И, конечно же, консультант хочет «оправдать» доверие клиента.  

Хорошо, когда ситуация знакома, когда клиент достаточно легко идет на контакт и на сотрудничество с консультантом, когда тема, заявленная клиентом, проработана самим консультантом. А когда ситуация иная?  

Вышеописанная установка, налагает на консультанта излишнюю, избыточную ответственность и сам консультант не дает себе права на ошибку. Я не призываю к тому, что если мы даем себе право ошибаться, то ошибаемся при каждом удобном случае, нет. Консультирование – это творческий процесс. И как в любом творчестве есть пробы и исследования. И дорога, по которой консультант вместе идет с клиентом может быть извилиста, а в некоторых случаях – совсем не та.

Дать себе право на ошибку – это значит признать, что ты развиваешься, выбираешь свой путь, признать, что ты не совершенен и тебе есть куда стремиться. Позволить себе право на ошибку - это не одно и тоже, что и ошибаться. Это значит - снять с себя излишнее внутреннее напряжение, неоправданные завышенные требования. 

Позволив себе ошибиться, нас могут спросить: «А за что же тогда отвечает консультант при работе с клиентом?» В работах зарубежных и российских авторов этот вопрос достаточно проработан, я же хочу остановиться на основных моментах.

Во-первых, только клиент несет ответственность за свою собственную жизнь. Он несет ответственность за те решения, которые принимает. Нередко, клиент приходит к психологу за советом, снимая с себя ответственность за то, что происходит в его жизни, в надежде, что мудрый консультант решит за него, что и как ему следует делать и поступать.

Консультант не дает советов, он работает с клиентом, находя вместе с ним его внутренний ресурс, который позволит клиенту изменить себя и свою жизнь. Найти этот ресурс и помочь клиенту актуализировать его – вот задача консультанта, а принять решение «как жить» и «как поступать» - это только за клиентом. Ведь если дав совет, и совет окажется «кстати», сработает, то это «инфантилирует» клиента, а если совет «не сработал», то консультант окажется в глупом положении.

Во-вторых, консультант несет ответственность за то, что происходит на сеансе. Он обладает определенными знаниями и техниками (инструментарием), его задача грамотно использовать этот инструментарий, использовать свои знания, создать благоприятную атмосферу для работы с клиентом. Консультант «учит» клиента пользоваться этим инструментарием: ведь по окончании сеанса, клиент покинет кабинет и начнет жить своей жизнью, используя тот ресурс, те навыки, которые были получены на сеансе. И за это отвечает консультант, за передачу этих навыков. Более того, в широком обывательском смысле, клиент должен быть уверен, что его примут, выслушают, отнесутся с пониманием к его ситуации, примут его как человека, безоценочно. 

Возвращаясь к вопросу о том, должен ли консультант помогать любому клиенту? На мой взгляд, более эффективно (особенно на начальном этапе консультирования) определиться с темами (проблемами клиентов), с которыми работает консультант. Определить «своих» клиентов, именно тот тип клиентов, с которыми вы, как консультант, готовы работать. 

К примеру, кто-то из консультантов работает с подростками, а кто-то отказывается работать с таким возрастом. Тем самым такую установку можно трансформировать в положительную: «я могу помочь только определенным типам клиентов, своим клиентам».  

Излишнее напряжение у консультанта может быть и из-за установки «быть лучшим ». Нередко такая установка влияет на нас не зависимо от того, чем мы занимаемся. Конечно, очень хорошо, что мы стремимся овладеть и оттачиваем свои профессиональные навыки, но быть лучшим во всем невозможно. И даже в консультировании есть темы и клиенты, которые каждый из консультантов обходит стороной или отдает клиента коллегам.  

«У меня нет семьи/детей. Чем я могу помочь клиенту, который пришел с запросом о семье/детях?», «У меня нет собственного опыта в этой ситуации»

Наверняка, подобные вопросы знакомы начинающим консультантам. Действительно: «Как можно работать с семьей, не имея семьи?» - однажды призналась мне одна клиентка, задав этот вопрос себе. И ответы на него можно давать разные. Во-первых, хорошо, когда консультант имеет богатый жизненный опыт и сам проживает сходный контекст ситуации, в котором оказываются клиенты. И это большой плюс. И конечно, есть консультанты, которые делают перед собой такой выбор, что не берут темы, с которыми в жизни не сталкивались.

Но есть другая точка зрения. Каким бы богатым жизненным опытом не обладал консультант, он не сможет повторить и пережить весь клиентский опыт. Клиент приходит к нам со своим неповторимым и только своим опытом. И задача консультанта - не имея этого клиентского опыта помочь ему достигнуть изменений. Врач, который лечит пациента, не обязательно должен переболеть всеми его недугами, чтобы достичь результата. Плюс такой точки зрения в том, что консультант, не имея опыта, сможет посмотреть на ситуацию «свежим» взглядом.

К примеру, консультант принимает семью, и в ходе консультации выясняется, что проблема, заявленная клиентом, схожа с проблемой консультанта в его собственной семье. Интересно, что мы получим: консультирование или собственные реакции переноса? Но это тема другого исследования.

 

Положительные установки

Поговорив об ограничивающих установках, что же можно сказать положительного? Что же может помочь и каким образом можно трансформировать вышеописанные ограничения?

Во-первых, это Вера в Себя. Вера в собственные возможности и способности. Уверенность в себе и в то, что ты делаешь. Любовь к своей работе и к тому делу, в котором реализуется консультант. 

Во-вторых, установка на то, что клиент приходит не с проблемой, а с трудной жизненной ситуацией, задачей. Это некий такой рефрейминг, который позволяет уже сформировать другое отношение клиента к ситуации и консультанта к клиенту. Другими словами – это Вера в своих клиентов, вера в то, что вместе Вы справитесь и тот путь, который предстоит пройти обоим, покажется увлекательным и интересным.

В-третьих, ответственность за свою жизнь может взять только клиент. Это обсуждалось выше. 

В помощь себе, начинающему консультанту полезно будет ответить на следующие вопросы:

  • Кто мои клиенты?
  • С какими темами (проблемами) я работаю? 
  • Как я воспринимаю клиента, что мы даем друг другу? 
  • Что я, как человек, могу дать своему клиенту?
  • Моя ответственность при работе с клиентом?
  • Должен ли консультант наставать на изменении?
  • Должен ли консультант работать быстро или придерживаться длительной работы?

Думаю, что, получив для себя ответ на эти вопросы, можно будет по-другому посмотреть на свои внутренние установки и практическую деятельность консультанта.

Статья опубликована в журнале "Семейная психология и семейная терапия" №1-2010 г. 

Автор материала: Петр Зарубин


 
психология
 
Комментарии к материалу подписка
пользователь kseniy kseniy
спам? 26-05-2011 Полностью согласна, что стремление помочь, излишняя ответственность, отсутствие права на ошибку в психологической работе создает излишнее напряжение, а в целом как раз и ограничивает психолога.
Сама столкнулась в свое время с такими стремлениями, поэтому хорошо представляю о чем идет речь.
Главным здесь для меня оказалось ассимилировать полюс всемогущества и осознавать свои реальные ограничения в психотерапевтической практике.
Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
 

Больше статей по теме Начинающим психологам
статья по психологии nachinayushim-psihologam Особенности психотерапии клиентов с гомосексуальной ориентацией

Иногда сам факт встречи с клиентом нетрадиционной сексуальной ориентации приводит к некоторой беззащитности и бессилию специалистов

статья по психологии nachinayushim-psihologam Авторская программа занятий по глинотерапии

Цель программы: снижение тревожности, снятие мышечных зажимов, эмоциональная разрядка детей с психоэмоциональными расстройствами

статья по психологии nachinayushim-psihologam ТАРО в психологии (философия и практика)

Почему уже около 30 лет карты ТАРО все чаще используются психологами?

Все публикации раздела Начинающим психологам >>

Правила | Регистрация | Вопросы психологу | Тренинги | Психолог Санкт-Петербург | Контакты |      У ПСИХОЛОГА - РОССИЯ(с) 2009-2018