сообщение
 

Детские сказки. Что читать на ночь детям?

14-03-2011Мнения психологов » Детские сказки. Что читать на ночь детям?

Для чего вообще нужны детские сказки?

психолог 21-03-2011 Наталья Леонидовна Истранова:
Рассказывание историй - древнейший способ общения и один из наиболее подходящих детям. Они помогают детям преодолевать тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Там противопоставляются добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие.Они говорят ребенку, что мир сложная штука , что в нем много несправедливостей и что страх, сожаление, отчаяние, гнев такие же части нашей жизни, как радость, оптимизм и уверенность. Они говорят ребенку. что если человек не сдается. даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит, он, в конце концов, обязательно победит.
психолог 06-05-2011 Алла Алексеевна Кристалл:
Детские сказки активно развивают детское воображение и образное мышление. Они учат ребенка сопереживать чужому горю и разделять радость других; а также увеличивают словарный запас ребёнка.
психолог 18-05-2011 Светлана Алексанровна Шевцова:
Детские сказки это неотъемлемая часть детства. В сказках содержится масса полезной информации, которая изложена в удобной и понятной для ребенка форме. Именно со сказок начинается платформа, на которой в последствии, будет базироваться социальная позиция.
психолог 14-01-2012 Марина Владимировна Новикова:
Мне очень по душе это интервью про сказки. Я их очень любила, поэтому они мне были нужны- бабушкины сказки на ночь.. Они почти всегда были "с продолжением". Только таким нехитрым способом бабуля меня и моих сестёр утихомиривала и укладывала- "плела кружево". В этих сказках было волшебство- и страшное и красивое, и "добрые" всегда побеждали "злых". А "злые" или пропадали пропадом насовсем, или были наказаны и перевоспитывались , и становились "добрыми". Ещё я всегда представляла главным героем(будь то девочка, мальчик) себя саму, примеривалась, так же бы я поступила. Иной раз мне эти сказки и снились потом... Можно много научного написать , врно, о сказке и её пользе. Ну а мне что-то вот личное волшебное ожидание припомнилось... :-)
психолог 10-02-2012 Игорь Валерьевич Вылегжанин:
Сказки нужны для всего. Для всего развития они нужны :) а как это вы делите - ДЕТСКИЕ и НЕДЕТСКИЕ? Вы посмотрите всего Шварца - хотя бы одну детскую сказку найдете? Сказка - это всегда мудрость поколений и обращение к глубинам бессознательного. Согласитесь, сказано не по-детски?
Хотя, нет, извините. Это я не беру сейчас бытового характера сказки, может быть они и могут считаться детскими? Типа - "у Лисички ледяная, у Зайчика лубяная..." Тоже вроде бы сказки, а некоторые и на анекдоты похожи, например, "Битый небитого везет". Так это же совсем другой жанр!)
Если вопрос в этом заключается, то такие сказки дают представление малышам о бытовых ситуациях, что хорошо что плохо и как нужно поступать, если кто-то типа Лисички тебе втюхивает что-то типа скалочки :)


Можно ли заменить чтение сказок просмотром мультфильмов?

психолог 21-03-2011 Наталья Леонидовна Истранова:
Мультфильмы часто заменяют сказки, так как тоже имеют архетипический сюжет, но при просмотре мультиков нет такого общения, как при рассказе историй. Живое общение с родителем очень важно.Часто взрослый, желая подсказать что-то ребенку не может найти слов, потому что взрослый язык не понятен детям. Языком детей является фантазия. Поэтому как рассказывание известных сказок с из последующим обсуждением, так и сочинение своих по мере надобности является лучшим языком общения с детьми.
психолог 06-05-2011 Алла Алексеевна Кристалл:
Нельзя. Во-первых, чтение и просморт - это развные вещи, также как и, сказки и мультфильмы. Лучше сделать акцент на чтении.
психолог 18-05-2011 Светлана Алексанровна Шевцова:
Нет нельзя. Мультфильм для ребенка – это прежде всего яркие движущиеся картинки. Ребенок сначала видит картинку, а уже потом только вникает в суть. В процессе прочтения сказки, ребенок должен сам создать в сознании картинку, представить себе героев, перенести услышанные характеристики на созданный им образ. Такой мыслительный процесс дает существенный толчок формированию образного мышления ребенка, красочной фантазии, что в будущем позволит ребенку легко и качественно представить себе любую жизненную ситуацию и предположить ее возможный исход.
психолог 14-01-2012 Марина Владимировна Новикова:
Можно, на какое-то время. Потому что мульты классные бывают. Но не навсегда . Я собираю коллекцию мультов, среди них есть такие, что здорово показывать на ночь, например про девочку Машу, которая спать в своей кроватке не хотела "Как Маша поссорилась с подушкой"http://www.youtube.com/watch?v=tATX296cVQk&feature=related... или про суслика и хомяка, которые из-за страшилок наночь заснуть не могли http://www.youtube.com/watch?v=-UnMIMBplwA&feature=related
психолог 10-02-2012 Игорь Валерьевич Вылегжанин:
Вот мультики прошу не обижать - это особая категория. Но им - свое место и время. Не засыпает ребенок от мультиков, смотрит и смотрит...
Визуальный канал важен, но это далеко не то, что аудиальный... все-таки. А когда читает близкий человек - это вообще другое дело. В общем, важно не слишком рано перейти к мультикам, а когда перейдешь - про сказки не забывать.


Стоит ли разделять сказки по "половому признаку"?

психолог 21-03-2011 Наталья Леонидовна Истранова:
Нет, не стоит. В каждой сказке есть женская и мужская линии, и много еще чего. Волшебная сказка- веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.Чем больше сказок читается, тем больше информации передается ребенку. И тем больше возможности у него будет в дальнейшем выбрать то, что нужно именно ему. Сказки способны помочь вашим детям найти выход из сложнейших ситуаций, с честью выдержать удары судьбы. При этом они будут благодарны за это именно Вам, ведь это Вы их прочитаете.
психолог 06-05-2011 Алла Алексеевна Кристалл:
До 3-х лет у ребёнка нет полового различия. Сказки нужно читать те, которые нравятся ребёнку!
психолог 18-05-2011 Светлана Алексанровна Шевцова:
В этом нет никакого смысла. Ребенок, относящийся к категории нормального полового развития, уже к 5-6 годам четко знает свою половую принадлежность, а главное способен отстаивать свои убеждения в этом направлении. Это означает, что к этому возрасту дети, как правило самостоятельно делают выбор в пользу тех или иных сказок. Мальчикам больше нравятся сказки в которых делается акцент на силу, храбрость, смелость. Мальчики черпают необходимый им опыт. Девочкам больше нравятся сказки, в которых акцентируется внимание на доброте, красоте, сострадании. Девочки подсознательно выбирают ту информацию, которая пригодится именно им.
психолог 14-01-2012 Марина Владимировна Новикова:
нет,не стоит.
психолог 10-02-2012 Игорь Валерьевич Вылегжанин:
Думаю, бесполезная затея.
Понятно, что про Финиста- "женская сказка" (с изрядным анимусом), а любят её и мальчики и девочки. Так зачем же их лишать удовольствия? Для какой такой пользы? Полезны сказки про Хаврошечку всем, даже и будущим воинам-защитникам, ибо доброта души, трудолюбие... актуально для всех.


Нужно ли ли читать детям страшные или печальные сказки?

психолог 21-03-2011 Наталья Леонидовна Истранова:
Читать нужно всякие сказки. Только после прочтения необходимо обсудить. Что так испугало? Почему сказка печальная? Обязательно надо проговаривать и называть те чувства, которые может вызвать сказка. Когда чувство названо, то ему разрешено быть, существовать. Кроме того можно поговорить о таких же чувствах у ребенка в жизни. Можно узнать, что его пугает. Что печалит. Если взрослый человек оказывается способным разделить и вынести тяжелые чувства, навеянные сказкой, то ребенку передается важный урок. Урок чувств. Дается канал их выхода. Не надо боятся детских слез, надо боятся их сдерживания, запрещения. Типа: Мальчики не плачут. Сколько несчастных мужских судеб создано этим утверждением.Запрещая слезы запрещаются чувства, а чувства запретить нельзя, они все равно будут. Только будут оказывать вместо пользы вред человеку. После грустной сказки и обсуждения надо обязательно прочесть жизнеутверждающую.Тогда баланс плохого и хорошего будет соблюден.
психолог 06-05-2011 Алла Алексеевна Кристалл:
Страшные - не нужно, из-за это могут ночью снятся кошмары. А печальные можно - развивает сочувствие у ребёнка, но не зацикливаться на них.
психолог 18-05-2011 Светлана Алексанровна Шевцова:
Да нужно! Только для этого нужно выбирать нужное время и подходящий возраст. Ребенка нельзя дистанцровать от неприятных моментов. В такой ситуации ребенок будет не подготовленным к жизни и первая же неприятность может вызвать у ребенка стресс. Стоит отметить, что восприятие ребенка гораздо менее детализировано и ребенок не всегда замечает те моменты которые видны взрослым. Именно поэтому далеко не каждый ребенок сразу ответит на вопрос : «Сказка Колобок грустная или смешная?» Более того многие дети ответят, что сказка смешная, потому что им больше запомнится песенка колобка, а не тот момент, что в конце его все таки съела лиса.
психолог 14-01-2012 Марина Владимировна Новикова:
Да читать стоит разные сказки. Мой сын очень любил одну страшную сказку про то "Как один человек страху учился", в это время он как раз учился плавать и немного боялся... Мне кажется, что важно не просто читать такие сказки с детьми , но и говорить про чувства, придумывать "что было бы дальше..." и "а как бы ты сделал?" спрашивать или придумывать...
психолог 10-02-2012 Игорь Валерьевич Вылегжанин:
Сказки разные нужны, сказки разные важны. Дети - это тоже люди. Их нельзя лишать каких-либо присущих жизни переживаний.
Например - сказки - ужастики!) Вспомните пионерлагерное детство: "В ЧЕРНОМ-ЧЕРНОМ городе, на ЧЕРНОЙ-ЧЕРНОЙ улице...", или вон хоть мультик про смешариков посмотрите "Черный Ловелас" к примеру.
Сказка грустная - эка невидаль... А что, у детей в жизни грусти не бывает? один ПАЗИТИФФ должен быть? Весь спектр переживаний присущ ребенку - так и пусть переживает, не ленится. Уважаемые взрослые - не сможете вы везде соломку постелить, и очень хорошо когда ребенок компетентен в переживании всех своих состояний. А то видите-ли - вот скучно например... "СКУКА?!, - скажем мы - не дай Б-г! Быстро ребенка чем-нибудь занять, а лучше - развеселить!"
Так вот некоторые и вырастили \"нацию прозака\" - нет привычки переживать... чуть что - за таблетками, а побочные эффекты - не страшны.
ДА, насчет грусти еще - Андерсен, Русалочка. Сказка ТОГДА воспринималась вполне позитивной, ибо что такое русалочка? - это нежить, само-утопленицы не попавшие ни в ад, ни в рай. А у сказочной Русалочки - случилось ИСКУПЛЕНИЕ (характерно для волшебной сказки) - у нее вследствие пережитой любви появилась возможность пойти дальше, чем она изначально могла.


Желаю всем интересных и, желательно, ВОЛШЕБНЫХ сказок.
 
психология
Правила | Регистрация | Вопросы психологу | Тренинги | Психолог Санкт-Петербург | Контакты |      У ПСИХОЛОГА - РОССИЯ(с) 2009-2019