сообщение
У ПСИХОЛОГА - РОССИЯ
психологияУ ПСИХОЛОГАпсихология

 

 

Кто вы?

психолог
потенциальный клиент
любопытствующий

 

Боюсь, что не наберу нужное количество баллов на ЕГЭ. Очень плохо :( ...>>>

Ребёнок нуждается в вашей любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает. (Э. Бомбен)



Что делать, если ребенок..
      Топ100- Психология   

Что делать, если ребенок..

советы родителям

Рождение и воспитание ребенка вызывает позитивные переживания, а так  же  ощущение счастья у большинства родителей. Но случаются и такие моменты в становлении ребенка, когда родители испытывают растерянность, панику и думают « Что же делать?».  Многие мамы обращаются к психологу с жалобами на негативные проявления, тревоги, страхи детей и желают избавиться от них. Здесь стоит отметить очень важный факт. Мамам детей с устойчивыми проблемами в поведении и эмоциональной сфере не стоит исключать и забывать о возможных серьезных недостатках в работе головного мозга таких детей. Как правило, они – следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм центральной нервной системы. Также, очень велик процент унаследованных  аномальных задатков, приводящих к нарушениям в развитии. Наблюдать и лечить таких детей у невролога просто необходимо.               

На ряду с этим, существуют и такие дети, у которых в индивидуальном опыте присутствовали  кратковременные, или же, действующие продолжительно, неблагоприятные воздействия. А именно: разлука с эмоционально значимыми лицами; отсутствие безусловного принятия; недостаток  необходимой любви и заботы родителей; нарушения в семейных отношениях. У детей, имеющих дополнительно с этим еще и некоторые особенности психического развития, могут сформироваться трудности в поведении, нарушения в сфере эмоций. Это могут быть страхи, навязчивые действия (моргание глазами, обгрызание ногтей, сосание пальцев), заикание, агрессивность, или наоборот стеснительность, неуверенность, подавленность и др. Обычно родители замечают это уже в раннем или дошкольном возрасте . Позже, такого ребенка преследуют трудности в школе, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Конечно перечисленные трудности «в природе» редко встречаются по отдельности. Зачастую, проблемы поведения вызваны эмоциональными проблемами, являются выплеском переживаний ребенка. Проблемы внутрисемейных отношений,  также сильнейшим образом сказываются на эмоциональной сфере всех членов семьи и в частности могут вызывать у ребенка страхи, неуверенность или агрессивность. Сталкиваясь с негативными детскими проявлениями, родители часто чувствуют себя загнанными в угол, не зная, как лучше себя повести – где наказать, где пожалеть, и главное, почему же так получается. Многие родители начинают чувствовать себя виноватыми в том, что в воспитании они «где-то промахнулись». Другие, напротив, решают принять эти особенности ребенка как данность и «смириться». Но все же задача любящих родителей  – помочь ребенку научиться владеть собой, чувствовать себя комфортно и быть счастливым.  Так как же можно помочь своему ребенку?                

Конечно, первоначально провести мероприятия, направленные на оздоровление и укрепление нервной системы у медиков. Хорошо бы параллельно с этим « подлечить» и психику ребенка, т.е. пройти цикл коррекционных встреч с психологом по выравниванию эмоционального состояния, коррекции негативных проявлений и формирования более адекватных форм поведения. Родителям же полезно осознать причины, которые привели к такому положению дел и по возможности проработать их.  Одной из очень полезных форм такой работы с детьми, является игровая терапия. Идея, центрирования не на проблеме, а на самом ребенке и его проявлениях, была предложена К. Роджерсом и нашла свое применение в руках американских игровых терапевтов. Центральным положением этого «детского» варианта терапии является следующее:  «Когда ребенок встречает истинное понимание и принятие своего состояния, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному росту и развитию. Детство неотделимо от игры. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения его развития. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его, для воздействия на него, является игра и разнообразная деятельность. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Если ребенок имеет возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму». Суть метода, применяемого и мною, в коррекционной работе с детьми – это построение с ребенком психотерапевтических отношений в рамках игрового пространства. В специальной игровой комнате с набором игрушек и игровых материалов ребенок простраивает и проигрывает собственные эмоциональные проблемы. Внутри этих отношений у ребенка есть возможность решать межличностные конфликты, которые и являются источником проблемы ребенка. Опыт построения более здоровых отношений переносятся детьми, прошедшими курс игровой терапии во внешний мир. Периодическое обсуждение результатов терапии, особенностей игровой деятельности детей с их родителями и в случае необходимости – коррекционная работа с ними, позволяет эффективнее прорабатывать предъявленный симптом и в последствии, закрепить позитивные изменения.                   

Основанием для проведения игровой терапии обычно являются – запрос родителей и наличие одной из следующих проблем у детей от 2 лет: • Невротические симптомы ( навязчивые движения, тики, заикание, энурез); • Эмоциональные нарушения (устойчивые страхи, агрессивное поведение); • Задержка психологического развития. Длительность курса таких занятий зависит от степени сложности проблематики каждого ребенка (обычно от 10 до 25 сеансов). Один сеанс длится 45 минут.                

Таким образом, становится ясно, что ключом к росту при таком подходе являются именно принимающие отношения, которые строятся на основании сиюминутного, живого опыта. Создаются условия, которые позволяют обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который так его понимает и поддерживает, что ребенок обнаруживает в себе внутренние силы. Стоит учитывать, что таким взрослым может быть не только психолог, но и сам любящий родитель, обученный приемам игровой терапии и следующий в семейных отношениях принципам «принимающего поведения ребенка». Тех родителей, которых волнуют упомянутые проблемы, и заинтересовала игровая терапия приглашаю к сотрудничеству.

 гештальттерапевт и семейный терапевт Проскурина Оксана Александровна


Комментарии Комментарии к этой статье >>>


вопросы психологу в rss В Контакте mail.ru twitter Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Smi2.ru
 
психология