сообщение
 

О "странных" привычках

«Чем больше привычек, тем меньше свободы» И.Кант

Недавно журналисты попросили меня высказать свое мнение по поводу «странных» привычек. Из размышлений на эту тему появилась статья.

 Прежде всего, давайте обратимся к словарю. «Привычка - (англ. habit) — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.). С формированием П. связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении. П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия»  

(Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003)».

 Привычки окружают нас повсюду и являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они позволяют нам приспосабливаться к окружающему миру и затрачивать как можно меньше времени на различные действия. Например, каждый из нас чистит зубы по утрам, завтракает и т.д. Все это полезные привычки, которые характерны для большинства людей. Они общеприняты и понятны.

Есть понятие «странных» привычек. Странные привычки значит непонятные, чуждые нам, выходящие за рамки наших обычных представлений. Но, как правило, так называемые «странные» для наблюдателя привычки имеют под собой основу, причину.

Что это за «странные» привычки? Во-первых, это могут быть различные пищевые странности. Например, когда человек ест соленое вперемешку со сладким, или кислое, или горькое и т.д.

Прежде всего, если вы замечаете у себя или у ваших близких такую привычку, нужно исключить проблему медицинского характера. Ведь, возможно, человеку, который грызет мел, не хватает кальция (что часто встречается при беременности), или если его на завтрак, обед и ужин тянет к мясному, то возможно, ему не хватает железа. В таком случае лучше обратиться к врачу и обследоваться, поскольку изменение вкусовых привычек может говорить о том, что организму не хватает каких-то микроэлементов или о более серьезных нарушениях. Но иногда «странные» вкусовые пристрастия могут иметь под собой и психологическую основу. Они могут образно подсказать нам о том, как человек относится к жизни. Например, когда человека тянет к сладкому, возможно, ему не хватает удовольствий или таким образом человек может «заедать» стресс… Если человека тянет к пресной еде, возможно, что он уже не видит в жизни источников удовольствия, испытывает глубокое разочарование и т.п. 

Теперь рассмотрим «странные» привычки, которые касаются поведения человека.Привычка 2 Как правило, привычки начинают формироваться в детстве, большую роль здесь играет подражание старшим. От их поведения во многом зависит, какие привычки сформируются у ребенка. Это касается перенимания «странных» привычек от родителей. Кроме того, «странные» привычки в детском возрасте очень часто снимают стресс. Возможно, родители тоже подобным образом справляются со стрессом, это запечатлелось у ребенка, так как дети более чутки к эмоциональному состоянию близких, и ребенок начинает реагировать так же сам. Поэтому если родители заметили «странную» привычку у своего чада, не торопитесь эмоционально реагировать на нее в тот же момент, а уж тем более ругать ребенка и т.д. Такая ваша реакция только подкрепит нежелаемое поведение.

Во время наблюдения у ребенка «странной» привычки постарайтесь спокойно переключить его на что-то другое. И после также в спокойной обстановке обсудить «странную» привычку, рассказать ребенку (или взрослому, если вы замечаете, что близкий вам человек имеет «странную», на ваш взгляд, привычку), что эта привычка вызывает у вас беспокойство, раздражает. Попробуйте предложить выход, придумать варианты, как сделать, чтобы эта привычка появлялась как можно реже (или же не в вашем присутствии, если ваш взрослый родственник не готов избавляться от привычки, и если вы допускаете такой вариант решения проблемы). 

Но, как правило, «странные» привычки у детей связаны со стрессовыми ситуациями, в которых они находятся. И с помощью этих привычек ребятишки немного приходят в себя, успокаиваются.

Поэтому если вы видите, что ваш ребенок грызет ногти, рвет волосы, сосет палец и т.д., то это может говорить о стрессовой ситуации в семье, недовольстве ребенком своим поведением, самоедстве и т.д. Попробуйте меньше критиковать ребенка, больше поддерживать, находить то, за что можно было бы его похвалить. В момент наблюдения «странной» привычки сделайте ребенку небольшой успокаивающий массаж. Для этого погладьте его по голове, помассируйте верхний плечевой пояс, так как зачастую именно там скапливается напряжение, и спросите, что случилось, постарайтесь выяснить причину его переживаний. 

Таким образом, если говорить кратко, что делать родителю, если он заметил «странную» привычку у своего ребенка? Переключайте его на другую деятельность, старайтесь выяснить причину его переживаний, успокойте ребенка, скажите ему, что любите его, что он вам важен и чаще хвалите. И обратите внимание на обстановку внутри семьи, насколько она благополучна для ребенка. Ведь такая реакция ребенка может быть и на те обстоятельства, которых он изменить не может, но чувствует тревогу и опасность.

Если сам человек осознает, что у него есть привычка, которая мешает и ему, и окружающим его людям, то это первое, что важно сделать на пути преодоления «странной» привычки.

Меня спросили, как насчет привычки перепроверять выключен ли газ, свет, утюг, закрыта ли входная дверь по нескольку раз. Это же ненормально? Что с этим делать? 

Первое, это признать свою привычку, что она мешает, разрушает, оказывает отрицательное влияние на вашу жизнь. Второе, можно выполнить такое упражнение. 

Когда вы собираетесь уходить из квартиры, выключите звук ваших мыслей, оставьте только ощущения. Почувствуйте, как вы держите в руке ключ, как сжимаете его, прочувствуйте металл, зафиксируйте тактильные ощущение. Фиксируйте ваше внимание на всех действиях, что вы совершаете с ключом, как вы вставляете ключ в замочную скважину, как поворачиваете ключ в замке, зафиксируйте внимание на поворотах, тактильно ощущая один оборот, второй оборот, третий оборот, услышьте звук каждого поворота. Ощутите это, посмотрите, как вы кладете ключ в сумку. Таким образом, у вас останется тактильная память, которая поможет вам быть уверенным в том, что вы все сделали правильно. Ведь зачастую вы эти движения делаете механически, по привычке, неосознанно, а думаете уже о другом (как пройдет встреча, что купить в магазине и т.д.), а потом испытываете тревогу: закрыл или нет, выключил-не выключил?...Тактильная, слуховая, зрительная память поможет вам. 

И если вы будете делать так регулярно (а ученые подсчитали, что на выработку привычки требуется в среднем 21 день), то это станет вашей новой привычкой. Уже полезной. Я привела пример работы с конкретной привычкой, уверена, что для многих привычек тоже можно находить способы их трансформации и преодоления.

Бывает, что основой «странных» привычек являются более сложные травмы, переживания, и здесь уже нужна более серьезная работа со специалистом по выявлению и проработке эмоций и состояний, которые лежат в их основе.

Конечно, привычек очень много, и скорее всего у каждого найдется какая-то привычка, которая отличает его от окружающих людей. Она может быть более или менее заметна, но есть. Так как каждый человек вырабатывает свой удобный ему способ выполнения того или иного действия. Другой вопрос заключается в том, насколько мы можем уживаться с такими «странными» привычками друг друга и принимать странности окружающих. Ведь многие творческие и известные люди имели и имеют «странные» привычки. Это их способ приспосабливаться в окружающему миру и, возможно, именно разрешение себе быть не таким как все, иметь свои «странные» привычки, позволило многим из них достичь того, за что мы их знаем. Кант

И.Кант, известный философ, который сказал: «Чем больше привычек, тем меньше свободы», сам был человеком привычек, например, он завтракал, обедал и ужинал в строго определенное время, никогда никуда не опаздывал и никуда не выезжал из своего родного города. Возможно, если вы позволите быть себе чем-то отличающимся от других, то и отношение к «странным» привычкам окружающих у вас станет более лояльным.Удачи вам!

Екатерина Хлопова, психолог, гештальт-терапевт, г. Красноярск.

Автор материала: Екатерина Александровна Хлопова


 
психология
 
Комментарии к материалу подписка

ещё нет комментариев к этой публикации

Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
 

Больше статей по теме Страхи, тревоги
статья по психологии strahi Тревожный ребенок

Почвой для развития тревожности у ребенка могут быть две различные семейные ситуации. Рекомендации родителям.

статья по психологии strahi Пройти по отношениям от «А» до «Я»

Любые здоровые отношения строятся и разворачиваются по одному и тому же принципу, проходя 4 стадии.Отношения больные – это всегда застревание на одной из стадий

статья по психологии strahi Наши драгоценные страхи

Способов работы со страхом в психотерапии было разработано очень много: начиная от поведенческого подхода...

Все публикации раздела Страхи, тревоги >>