сообщение
У ПСИХОЛОГА - РОССИЯ
психологияУ ПСИХОЛОГАпсихология

 

 

Кто вы?

психолог
потенциальный клиент
любопытствующий

 

Если Вы желаете научиться быстрее восстанавливать свои силы,быть всегда бодрым и уверенным в себе человеком.Если Вам ...>>>

Пройдите мимо и простите нам наше счастье. (Федор Михайлович Достоевский)



Механизм учебной (и любой другой) мотивации.
      Топ100- Психология   

Механизм учебной (и любой другой) мотивации.

Мотива́ция (от латинскгого. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

 

Вопрос о мотивации обучения или, простым языком, желании ребёнка учиться, актуален во все времена. И для детей, и для педагогов, и для родителей.

«Ребёнок не хочет учиться!» - фраза стара как мир. С такой фразой часто приходится сталкиваться в процессе работы. В наш мобильный век актуальность проблемы растёт. Исследования современных психологов показывают стремительное снижение учебной мотивации детей из года в год. Истоки данной проблемы для каждого ученика индивидуальны. Но как бы индивидуальны они не были, для решения любой проблемы, связанной с нежеланием учиться важно знать механизм познавательной мотивации. Ведь, чтобы отрегулировать вставшие вдруг часы (какой бы ни была поломка) – мы идём к часовщику (Он знает устройство, легко обнаружит слабое звено)

Итак, механизм!!!

Знаете ли вы, что участки мозга, ответственные за активную мотивацию, так же активно работают при получении организмом шоколада, например, или алкоголя? Потому что это области мозга, которые ответственны за чувство счастья. Они одинаково реагируют на привлекательную ситуацию, которая даёт человеку удовольствие. Но только в первом случае – человек получает удовольствие от стремления к победе, успеха в преодолении трудностей, положительного результата достижения, во втором же случае (алкоголь, шоколад, наркотики…) происходит обман мозговых клеток за счет химического воздействия. В первом случае – твой успех всегда с тобой, разочарования на следующий день не последует, во втором случае – горькие последствия разрушенных иллюзий. Вот почему второе следует замещать первым. Правильно гласит старый лозунг советских времён: «Счастье – в труде!»

Посмотрите какие области мозга задействованы в мотивационном процессе! Каждая говорит за себя!

- Центр Воспоминания. Эмоциональная память. Это своеобразные фильтры, откладывающие информацию об успехах и неудачах. Надолго. Ведущую роль здесь играет страх. Эта зона решает, чего нам бояться, а чего нет. Например, ребёнок, перед которым ставят высокие требования (в результате чего поставленная цель оказывается недостижимой) будет с постановкой каждой новой цели испытывать страх, неосознанно закреплённый в его эмоциональной памяти. Страх препятствует желанию достижения, блокирует волю.

- Зона контроля над чувствами и Центр эмоциональной поддержки над принятием решений. Здесь «живут» разные эмоции. И когда радость от содеянного растёт и увеличивается – растёт стимул продолжать дело дальше, добиваться успеха, чтобы получать новую порцию радости. Если ребёнок получает совет старшего, похвалу, подсказку, чувствует участие близкого человека – он смелее в принятии решения, нежели «воин-одиночка». Вера в свои способности играет огромную роль в достижении успеха. Уверенные в успехе ВСЕГДА ЛЕГКО БЕРУТСЯ за любые задачи, а вот неуверенные оценивают свои шансы на успех ниже. И в том, и в другом случае дети ориентируются на реакцию и эмоциональную поддержку взрослых.

- Центр ожидания и Центр вознаграждения. Когда начинают работать системы ожидания и вознаграждения, вырабатывается дофамин – вид допинга для головы и тела. Он увеличивает мышечную силу, бодрит, помогает сосредоточиться и подготавливает нас к предстоящей работе, улучшает работоспособность и настраивает на оптимистический лад. Непобедим он вместе с эндогенными опиоидами и эндорфинами, так же способствующими появлению ощущения счастья. Когда они действуют, дети учатся легче и эффективнее. Попутно с ними образуется и ещё один компонент – окситоцин или гормон верности, он укрепляет отношения между людьми и ведет к тому, что мы очень хотим покровительствовать, заботиться, защищать близкого нам человека. Вот почему в приподнятом настроении хочется «обнять весь мир» и помочь слабому!

- Центр принятия решений. Конечная остановка в цепочке обработки информации. Его можно назвать центром планирования. Здесь формируется окончательное решение о плане действий. Дети, которых не научили планировать, выбирают в проблемной ситуации не самое оптимальное решение или вообще не могут принять его, уходят от ответственности.

В зависимости от процессов, которые протекают в каждой из названных областей, создается сильная или слабая мотивация…в нашем случае – обучения. Или она отсутствует вообще.

Мотивационные центры должны получать стимул, как топливо. Тогда «механизм работает».

А именно! -

Чтобы правильно функционировали центр воспоминаний и эмоциональная память важно, чтобы ребёнок НЕ БОЯЛСЯ УЧИТЬСЯ! А чего мы не боимся (ну….в жизни, в целом?) – того что нам понятно и по силам! Значит, важно внушить, разъяснить ученику, что учеба – ЭТО ЛЕГКО, ЗАНИМАТЕЛЬНО, ЗДОРОВО! Важно дать такую установку! А если что-то непонятно – научить задавать вопросы, вовремя просить о помощи. Если ребёнок умеет это делать, пробелов в знаниях не будет. Не будет «страшных мест» в учебниках и тетрадях – там, где непонятно он спросит.

Зона контроля над чувствами и центр эмоциональной поддержки нуждаются в УМЕНИИ УПРАВЛЯТЬ! Иначе психологи называют это саморегуляцией. Когда понимание того, что происходит берёт вверх над импульсами. Саморегуляцию воспитывают: последовательность в действиях взрослых (родителей, педагогов), умеренная эмоциональность социальной среды (нет - скандалам, крикам, воплям!), терпение к говорящему (умение слушать). Такое поведение самих взрослых – уже поддержка для ребёнка! Родителям следует не только показывать ребенку хороший пример владения собой, но и разговаривать с ним о его чувствах, объяснять ему, почему другие люди ведут себя так или иначе в различных ситуациях, и обучать ребенка умению контролировать отрицательные эмоции.

Центры ожидания и вознаграждения нуждаются в поощрении, НО ПО ЗАСЛУГАМ! Исполнение любой прихоти ребёнка «лишь бы ему было хорошо» - уже не хорошо! Избалованный ребёнок, пожалуй, самый сложный случай для побуждения учебной мотивации. Стимул создать сложно. Всё даётся и так! Без усилий. Сигнал, который родители посылают своим детям, когда убирают каждый камешек с их дороги, чтобы они не споткнулись, расценивается как: «Сам ты не сможешь». Так же неверно поступают родители, которые не делают различия между обычными и особенными достижениями своих детей. Если восторженно аплодировать всему, что делает ребенок, он перестает ставить перед собой труднодостижимые цели. Дети, постоянно получающие необдуманную похвалу, не достигают высот. А вот если у вас есть договорённость, что, к примеру, за 5 положительных оценок по русскому языку ребёнка ждёт сюрприз (не обязательно сразу объявлять какой!) – мотивация обеспечена. Так же ваши искренняя радость и соучастие – неоспоримый стимул в достижениях.

Центр принятия решений стимулируют ОБУЧЕНИЕМ! Учите ребёнка строить логические цепочки-рассуждения. Например: если ты поступаешь так-то, что может быть последствием? УЧИТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ! Учить видеть шажки на пути к достижению цели. Анализировать действия. Здесь может сбивать с толку поток ненужной информации, засорять мозг (например, с бесполезных Интернет-сайтов, телереклама). Всё должно быть в меру.

Из всего сказанного следует и обратное - препятствует созданию мотивации (учебной и любой другой):

- недостаток любви;

- неблагоприятный психологический климат в семье;

- неблагоприятный психологический климат в школе;

- излишняя опека со стороны родителей или абсолютный контроль;

- чрезмерная загруженность школьника;

- переизбыток информации с телеэкрана и Интернет-сайтов;

- нереалистичная, неадекватная, а так же нестабильная самооценка.

 

Наш мозг ориентирован на социальное поведение. Дети учатся при взаимодействии с другими людьми. И самый лучший стимул для человека – это другие люди.

Добрые отношения , при которых дети чувствуют себя уютно и защищенно, – важнейшая основа для здорового развития мозга и, в частности, мотивационной системы. Стремление к признанию и вниманию – основная человеческая потребность. Если нет удовлетворения и признания, то и мотивация отсутствует. Это означает, что каждый ребенок – хочет хорошо учиться. ощущать себя способным. Окружение – воспитание и отношение людей, с которыми ребенок постоянно взаимодействует – помогает ему удовлетворить эту потребность, а также закладывает фундамент ответственного отношения ребенка к труду и жизни в целом.

Вот и весь механизм!


Комментарии Комментарии к этой статье >>>


вопросы психологу в rss В Контакте mail.ru twitter Сохранить ссылку на 100zakladok.ru Smi2.ru
 
психология